
Современное предприятие это сложный живой организм со своими особенностями и нюансами. Любой изменение внутри этой системы может привести как к значительным улучшениям, так и к снижению качественных показателей.
К тому современный рынок очень мобилен и перегружен информацией. Для качественного анализа и моментального реагирования на нее, необходимо внедрение определенных систем автоматизации производственных процессов, внедрения определенных систем управления, которые даже при стабильности производства будут искать варианты для непрерывного повышения объемов и прибыли.
Так или иначе, любой руководитель сталкивается с проблемой автоматизации деятельности предприятия и внедрения одной из инновационных моделей управления процессами предприятий.
Системы автоматизации деятельности предприятия:
ERP –система
В 90 – е годы прошлого столетия одна из ведущих аналитических компаний Gartner Group вводит понятие Enterprise Resource Planning (ERP). Это современная система планирования ресурсов организации, которая позволяет создать единое информационное пространство для автоматизации деятельности всего предприятия. Система позволяет интегрировать все основные бизнес – операции компании на всех этапах.
Система ERP включает:
- Прогнозирование;
- Решение комплексных задач по управлению проектами и программами;
- Ведение информации о технологии и продукции предприятиях на всех этапах;
- Управление кадрами, финансами и пр.
ERP – это своеобразное хранилище данных, в котором собрана воедино и структурирована наиболее полная корпоративная бизнес – информация фирмы, с различными степенями допуска для сотрудников.
На сегодняшний день внедрение ERP – системы позволяет оптимизировать работу следующих функциональных блоков предприятия:
- Планирование производственной деятельности и продаж. Результатом действия данного блока является разработка наиболее эффективного плана по производству основного продукта предприятия.
- Управление спросом. Блок помогает структурировать вероятное соотношение спроса на тот или иной продукт компании, с минимальной погрешностью определить возможные объемы заказов, выводить на рынок в определенный момент времени тот или иной товар, активизировать определенные предложения на ту или иную линейку товаров, определить возможный объем спроса дистрибьюторов по регионам, спроса внутри производства.
- Планирование мощностей компании. Блок активно используется для конкретизации в краткосрочном и долгосрочном периоде производственных планов и определяет вероятность их выполнения.
- Стандартный план производства. Составление плана – графика выпуска конечного продукта по срокам и количеству единиц.
- Планирование поставок и закупок. Определяется количество, сроки и графики материальных ресурсов, необходимых для эффективной и бесперебойной работы компанию.
- Спецификация. Данный блок является определенным связующим звеном между генпланом и планом потребностей и поставок.
- Управление финансами. Ведение всей бухгалтерии и планирование всей финансовой деятельности предприятия, включая дебиторскую и кредиторскую часть и оборот наличных средств компании.
- Логистика. Данный блок позволяет оптимизировать и сделать более эффективной работу всех этапов транспортировки материалов и готового продукта.
- Несколько блоков, позволяющих детально проследить за процессами затрат, повести калькуляцию всех этапов производства и минимизировать себестоимость и др.
Вся система постоянно совершенствуется и обновляется с учетом быстрого развития современных технологий.
С внедрением IT в производство потребовалась кардинальная реорганизация деятельности всех предприятий в мировом масштабе. Но с появлением всемирной паутины (Интернета) вся система ERP сильно видоизменилась и возникла актуальность появления ERP II.
Рис. 1. Изменение характеристик ERP при переходе к ERPII.[1]
Рис.1 Наглядно демонстрирует необходимость и преимущество новой модели. Появляется совершенно новая архитектура, которая вносит изменения во все остальные моменты и процессы. Такая модель позволяет эффективно управлять крупнейшими холдингами, предприятия которых могут находиться в разных точках планеты. Причем технический прогресс приводит к стремлению крупнейших мировых брендов начать борьбу за новые рынки. И самое главное – ведет к глобализации экономической системы в целом и новому витку монополизации экономики и банковской системы на мировом уровне.
Максимальная эффективность ERP II достигается только при оптимизации всего процесса автоматизации компании. Оптимальная формула выглядит примерно так:
ERP II = ERP + CRM + SCM + PLM
Построение основной деятельности с использованием фактически неограниченных возможностей сети позволяет оптимизировать отношения с контрагентами. И соответственно, с запросами рынка возникли удобные приложения:
- CRM для работы с клиентами,
- SCM – с поставщиками,
- PLM, как комплексная корпоративная информационная система.
Система CRM (Customer Relationships Management)
Основная задача, которую решает система CRM (Customer Relationships Management) – управление взаимоотношений с клиентами.
Функциональный состав данной системы включает:
- Управление контактами.
- Отслеживание и управление цикличности, прогнозирование, фиксированная отчетность по каждой позиции.
- Эффективность телефонных продаж.
- Контроль и управление временем отдела, отдельного работника и всего производства.
- HelpDesk — Поддержка при работе (обслуживании) с заказчиками.
- Маркетинг на всех уровнях.
- Отчетность. Формирование единой системы, которая позволяет ускорению и качеству обработки отчетов на любом этапе.
- Интеграция с другими системами автоматизации (в частности с ERP).
- Синхронность с другими системами и устройствами автоматизации производственного процесса.
- Повышение роли и значимости интернет – продаж (торговли).
- Мобильность продаж (возможность быть на связи с клиентами вне офиса).
- Просьбы и условия клиентов не забываются, даже если они не прописаны в договоре.
- Несостоявшиеся клиенты тоже остаются в сфере интересов компании. Как только появляются удобные обстоятельства, можно вернуться к обсуждению вопроса.
- Причины отказов от сделок не пропадают. Тщательный анализ позволяет улучшить условия и уменьшить число стандартных отказов.
Как следствие, при активном внедрении CRМ, уже через короткое время можно проследить повышение эффективности на всех этапах:
- Активный рост продаж.
- Процент крупных сделок значительно повышается.
- Увеличение маржи.
- Лояльность клиентов и повышение степени удовлетворенности.
- Снижение затрат на административный ресурс и маркетинг.
Можно рассмотреть эффективность действия данной системы на примере стандартных ситуаций.
Пример 1.
Клиент отказался от сделки. Но спустя какое-то время условия изменились. Появилась возможность предложить товар или услугу по удобной для клиента схеме. Система работает таким образом, что сотрудники, занося данные в общую схему, уже не будут дублировать действия друг друга.
Пример 2.
С клиентом идут долгие переговоры, либо идет обработка его заказа. Менеджер, постоянно работающий с заказчиком, отсутствует. Трубку может взять любой из сотрудников. Клиенту нет необходимости еще раз повторять все нюансы. Вся схема переговоров уже через несколько секунд находится у менеджера перед глазами. Решение вопросов начинается с того момента на котором была прервана в момент последнего контакта.
Пример 3.
Клиент является членом клуба (ассоциации). Условия сделки его полностью устроили. Почему бы не предложить подобную услугу и другим членам.
Подробные рекомендации для отдела продаж могут быть подкорректированы в короткий период. Причем система позволяет его составить индивидуально под каждого менеджера и подкорректировать под клиента.
Системы SCM (supply chain management)
Автоматизированная система управления цепочкой поставок — SCM во главу угла ставит повышение эффективности логистики. В частности она может:
- Оценить и оптимизировать затраты на поставки.
- Рассортировать и разместить поставленную продукцию.
- Автоматически высчитывает наиболее грамотный маршрут и выбирает оптимального исполнителя.
- Процесс поставок становится более прогнозируемым, контролируемым и качественным.
Система автоматически сопоставляет и анализирует сотни вариантов, что значительно сокращает выбор наиболее выгодного партнера. В силу прозрачности отношений, уменьшается количество злоупотреблений. Благодаря четко налаженной системе, скорость и качество становятся атрибутом успеха, повышают привлекательность компании для новых дилеров.
Как следствие применения автоматизации большинства этапов, растут обороты компании.
Система класса SCM повышает эффективность производственных, дистрибьюторских, логических, транспортных и торговых организаций.
[1] Жданов Б.И., ERP II — новая стратегия управления предприятием : Часть 1. Концепция / Б. Жданов // Корпоративные системы : Журнал передовых технологий . – 10/2002 . – N4 . – С. 5-13
Leave a reply