
На сегодняшний день разработано достаточно большое количество различных методов KPI. Но ни один из них не является универсальным. Для каждой организации требуется индивидуальный план. Все же, источников достаточно, чтобы говорить о ряде универсальных положений.
Наиболее известные и принимаемые во внимание большинством компаний, являются принципы и методы, разработанные Дэвидом Парментером, который выделяет четыре основополагающих принципа и вместил их в основу составляющей всей KPI – системы (рис. 1):
- Принцип партнерства – партнерство служащих организации, профсоюзов, ведущих поставщиков и клиентов;
Важно:
– достичь взаимопонимания между всеми участниками отношений;
– получить одобрение и быть готовым к внесению изменений;
– готовность к принятию и проведению в жизнь наиболее эффективных договоренностей с профсоюзными организациями, представителями сотрудников и самими рабочими и служащими;
– совместно разрабатывать стратегию развития и систему KPI;
– привлекать к содействию и участию в процессе ключевых поставщиков и клиентов компании[1].
- Принцип направления основных усилий на основное направление – перенос основных усилий на решение главных задач и достижение основной цели;
Важно:
– открытость информации для всех сотрудников;
– налаживание простой системы вертикальной коммуникации в организации;
– делегирование работникам полномочий в принятии самостоятельных оперативных решений;
– передача сотрудникам ответственности за выбор и разработку производственных показателей, основных показателей деятельности;
– выстраивание системы повышения квалификации и дополнительного образования.
- Принцип интеграции процессов оценки пользователей, отчетности и увеличения производительности – интеграция процессов оценки пользователей, отчетности и увеличения производительности;
«Разработанная система оценки главных показателей деятельности должна соотноситься с критериями отчетности и быть привязана к итогам работы, производительности. Принципиально не только создать систему KPI, но и постоянно поддерживать ее работу, проводить встречи и совещания. Взаимная связь оценки показателей, отчетности и производительности важна для обеспечения гибкости компании, способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям, оперативности всей компании. Для достижения поставленных целей система KPI должна быть лаконичной, компактной, нацеленной на результат».
- Принцип согласованности производственных показателей со стратегией – согласование производственных показателей со стратегий.
Каждый основной показатель деятельности должен соотносится с основной миссией, целями и ключевыми задачами организации. Каждый сотрудник компании должен четко осознавать конечную цель своей деятельности, и что он должен делать, для более быстрого достижения поставленных целей.
Рис. 1. Четыре основных принципа разработки KPI
Кроме принципов, разработанных американцем, KPI Дэвидом Парментером, российский ученый Вихров Алексей Алексеевич[2] составил свой ряд принципов[3].
1) Единство классификаторов для учета и планирования;
2) Возможность использования техники управленческого анализа;
3) Согласованность;
4) Привязка к центрам ответственности;
5) Нормализованность;
6) Полнота и прозрачность;
7) Однозначность и взаимоисключаемость.
С полной уверенностью можно говорить, не обращая внимания на то, что эти работы датируются 2007-м (Д. Парментер) и 2008-м (А.А. Вихров) годами, на сегодняшний день они не потеряли актуальность, и многие руководители компаний опираются на них, выстраивая грамотные системы оценки своих коллективов и их производительности.
Наибольшую известность приобрели два метода:
- Процессный;
- Функциональный.
Оба метода базируются на выстраивании стратегий и формировании определенных целей. Только в процессном методе описывается оптимизация основных методов бизнес – процессов организации, тогда как, при функциональном подходе, акцент делается на построении организационной структуры, отражающей главные направления работы и состав бизнес — единиц (дивизиональная структура) [4].
Разница меж раскладами к организации KPI отлично отображена на картинке в работе О. Кулагина (Рис. 2):


Рис. 2. Два подхода к разработке KPI
Одним из недостатков процессного подхода считается обязательность в формализованной схеме бизнес – процессов организации, наличие которой не всегда является потребностью, но воспринимается как обязательное. К тому же в деятельности компании регулярно происходят изменения, которые требуют учета при разработке, в это сопряжено с дополнительными издержками, которых большинство руководителей стремится, по – возможности, избежать.
В сравнении с процессорным подходом, функциональный выглядит гораздо более адаптированным к реалиям, поскольку любая организация всегда определяет штатное расписание и распределяет ответственность между сотрудниками. В соответствии с этой системой KPI разрабатываются, ориентируясь на цели и задачи конкретной организации и полномочий руководства и штатных служащих. Под каждую задачу индивидуально подбираются КПЭ и КФУ (ключевые факторы успеха) для определенных показателей. Именно данного метода стоит придерживаться при разработке KРI для ИТ – компании.
Продолжение
Часть 4
[1] Ключевые показатели эффективности. Веб-сайт: http://mobile.studme.org/32317/menedzhment/klyuchevye_pokazateli_deyatelnosti_kpi
[2] Вихров А.А. — Доктор юридических наук (1997), профессор (1998) кафедры гражданского процесса юридического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Член диссертационного совета РГГУ по юридическим наукам
[3] Вихров А. А. Принципы разработки классификаторов затрат
[4] Два подхода к разработке KPI. Олег Кулагин, Executive.ru, рубрика «Творчество без купюр».
Leave a reply