Маркетолог

Ключевые показатели эффективности. Часть 3. Принципы и методы разработки KPI

На сегодняшний день разработано достаточно большое количество различных методов KPI. Но ни один из них не является универсальным. Для каждой организации требуется индивидуальный план. Все же, источников достаточно, чтобы говорить о ряде универсальных положений.

Наиболее известные и принимаемые во внимание большинством компаний, являются принципы и методы, разработанные Дэвидом Парментером, который выделяет четыре основополагающих принципа и вместил их в основу составляющей всей KPI – системы (рис. 1):

  1. Принцип партнерства – партнерство служащих организации, профсоюзов, ведущих поставщиков и клиентов;

Важно:

–       достичь взаимопонимания между всеми участниками отношений;

–       получить одобрение и быть готовым к внесению изменений;

–       готовность к принятию и проведению в жизнь наиболее эффективных договоренностей с профсоюзными организациями, представителями сотрудников и самими рабочими и служащими;

–       совместно разрабатывать стратегию развития и систему KPI;

–       привлекать к содействию и участию в процессе ключевых поставщиков и клиентов компании[1].

  1. Принцип направления основных усилий на основное направление – перенос основных усилий на решение главных задач и достижение основной цели;

Важно:

–       открытость информации для всех сотрудников;

–       налаживание простой системы вертикальной коммуникации в организации;

–       делегирование работникам полномочий в принятии самостоятельных оперативных решений;

–       передача сотрудникам ответственности за выбор и разработку производственных показателей, основных показателей деятельности;

–       выстраивание системы повышения квалификации и дополнительного образования.

  1. Принцип интеграции процессов оценки пользователей, отчетности и увеличения производительности – интеграция процессов оценки пользователей, отчетности и увеличения производительности;

«Разработанная система оценки главных показателей деятельности должна соотноситься с критериями отчетности и быть привязана к итогам работы, производительности. Принципиально не только создать систему KPI, но и постоянно поддерживать ее работу, проводить встречи и совещания. Взаимная связь оценки показателей, отчетности и производительности важна для обеспечения гибкости компании, способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям, оперативности всей компании. Для достижения поставленных целей система KPI должна быть лаконичной, компактной, нацеленной на результат».

  1. Принцип согласованности производственных показателей со стратегией – согласование производственных показателей со стратегий.

Каждый основной показатель деятельности должен соотносится с основной миссией, целями и ключевыми задачами организации. Каждый сотрудник компании должен четко осознавать конечную цель своей деятельности, и что он должен делать, для более быстрого достижения поставленных целей.

Рис. 1. Четыре основных принципа разработки KPI

Кроме принципов, разработанных американцем, KPI Дэвидом Парментером, российский ученый Вихров Алексей Алексеевич[2] составил свой ряд принципов[3].

1)      Единство классификаторов для учета и планирования;

2)      Возможность использования техники управленческого анализа;

3)      Согласованность;

4)      Привязка к центрам ответственности;

5)      Нормализованность;

6)      Полнота и прозрачность;

7)      Однозначность и взаимоисключаемость.

С полной уверенностью можно говорить, не обращая внимания на то, что эти работы датируются 2007-м (Д. Парментер) и 2008-м (А.А. Вихров) годами, на сегодняшний день они не потеряли актуальность, и многие руководители компаний опираются на них, выстраивая грамотные системы оценки своих коллективов и их производительности.

Наибольшую известность приобрели два метода:

  1. Процессный;
  2. Функциональный.

Оба метода базируются на выстраивании стратегий и формировании определенных целей. Только в процессном методе описывается оптимизация основных методов бизнес – процессов организации, тогда как, при функциональном подходе, акцент делается на построении организационной структуры, отражающей главные направления работы и состав бизнес — единиц (дивизиональная структура) [4].

Разница меж раскладами к организации KPI отлично отображена на картинке в работе О. Кулагина (Рис. 2):


Рис. 2. Два подхода к разработке KPI

Одним из недостатков процессного подхода считается обязательность в формализованной схеме бизнес – процессов организации, наличие которой не всегда является потребностью, но воспринимается как обязательное. К тому же в деятельности компании регулярно происходят изменения, которые требуют учета при разработке, в это сопряжено с дополнительными издержками, которых большинство руководителей стремится, по – возможности, избежать.

В сравнении с процессорным подходом, функциональный выглядит гораздо более адаптированным к реалиям, поскольку любая организация всегда определяет штатное расписание и распределяет ответственность между сотрудниками. В соответствии с этой системой KPI разрабатываются, ориентируясь на цели и задачи конкретной организации и полномочий руководства и штатных служащих. Под каждую задачу индивидуально подбираются КПЭ и КФУ (ключевые факторы успеха) для определенных показателей. Именно данного метода стоит придерживаться при разработке KРI для  ИТ – компании.

Начало
Часть 1
Часть 2

Продолжение
Часть 4

[1] Ключевые показатели эффективности. Веб-сайт: http://mobile.studme.org/32317/menedzhment/klyuchevye_pokazateli_deyatelnosti_kpi

[2] Вихров А.А. — Доктор юридических наук (1997), профессор (1998) кафедры гражданского процесса юридического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Член диссертационного совета РГГУ по юридическим наукам

[3] Вихров А. А. Принципы разработки классификаторов затрат

[4] Два подхода к разработке KPI. Олег Кулагин, Executive.ru, рубрика «Творчество без купюр».

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *