
В современном мире страны с развитой экономической системой имеют четко – регламентированную структуру отношений между участниками корпоративного процесса: акционерами, кредитными организациями, банками, государственными структурами, сотрудниками, поставщиками и клиентами, членами общественных организаций, общественными фондами и жителями.
Система, действующая по определенной проработанной схеме, строго придерживающаяся действующего законодательства позволяет решать три основных задачи любой корпорации:
- Обеспечения максимальной эффективности ее деятельности.
- Быть привлекательной для инвесторов.
- Строгое выполнение юридических обязательств и социальных программ.
В апреле 1999 года 29 мировых держав, входящих в Организациею экономического сотрудничества и развития, для ясного понимания темы, сформулировали определение корпоративного управления: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними. Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».[1]
В данном документе подробно прописаны основные принципы корпоративного управления:
- Справедливость.
I и II принципы защищают права акционеров.
Система корпоративного управления должна защищать права держателей акций на всех уровнях. Она обеспечивает равное отношение к акционерам, в том числе мелким и иностранным.
- Ответственность.
III принцип: Поощрение заинтересованных лиц в управлении корпорацией.
Компания обязуется в рамках закона поощрять всех заинтересованных лиц, проявляющих интерес к компании, и вносящий определенную лепту во благо корпорации и преумножении общественного богатства. А так же поощрять инициативы, создающие условия для создание дополнительных рабочих мест, увеличения прибыли и финансовой стабильности самой организации.
- Прозрачность.
VI принцип: Открытость и прозрачность информации о компании.
Корпорация предоставляет в открытом доступе достоверную информацию обо всех значимых аспектах деятельности, об итогах квартала, года или иного промежутка времени, финансовом положении, акционерах и структуре управления.
- Подотчетность.
V принцип: Прописывает базовые нормы деятельности советов директоров.
Совет директоров обязан обеспечивать стабильную деятельность компании, четкое управление и контроль. А так же предоставляет держателям акций и работникам предприятия ежегодный (иногда ежеквартальный) отчет о проделанной работе и основных направлениях и перспективах развития холдинга.
Термин «корпоративное управление» имеет достаточно широкую интерпретацию. Существует несколько подходов к его определению:
— это способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами и иными заинтересованными лицами[2]
— это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон[3]
— это процесс поиска баланса между интересами всех участников корпорации, а также лиц, заинтересованных в ее деятельности и зависящих от нее[4]
— комплекс мер и механизмов между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами[5]
[1] Грачева М., Корпоративное управление. // Журнал «Управление компанией». № 1, 2004
[2] Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: учебник / И. Ю. Бочарова. — М., ИНФРА-М, 2014. — стр.368
[3] Кузнецов С.В.Корпоративное управление : учебное пособие для бакалавров / С.В. Кузнецов, Ю.И. Растова, Ю.П. Тютиков. — СПб., Изд-во СПбГЭУ, 2013.- стр.259
[4] Веснин, В.Р. Корпоративное управление: учебник / В. Р. Веснин, В. В. Кафидов. — М., ИНФРА-М, 2013. — стр.272
[5] Принципы корпоративного управления ОЭСР. (Электронный ресурс) / ОЭСР. – Режим доступа: http://www.corp-gov.ru/projects/principles-ru.pdf
Leave a reply