Маркетолог

Корпоративное управление. Часть 2. Понятие и принципы корпоративного управления

В современном мире страны с развитой экономической системой имеют четко – регламентированную структуру отношений между участниками корпоративного процесса: акционерами, кредитными организациями, банками, государственными структурами, сотрудниками, поставщиками и клиентами, членами общественных организаций, общественными фондами и жителями. 

Система, действующая по определенной проработанной схеме, строго придерживающаяся действующего законодательства позволяет решать три основных задачи любой корпорации:

  • Обеспечения максимальной эффективности ее деятельности.
  • Быть привлекательной для инвесторов.
  • Строгое выполнение юридических обязательств и социальных программ.

В апреле 1999 года 29 мировых держав, входящих в Организациею экономического сотрудничества и развития, для ясного понимания темы, сформулировали определение корпоративного управления: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними. Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».[1]

В данном документе подробно прописаны основные принципы корпоративного управления:

  1. Справедливость.
    I и II принципы защищают права акционеров.

Система корпоративного управления должна защищать права держателей акций на всех уровнях. Она обеспечивает равное отношение к акционерам, в том числе мелким и иностранным.

  1. Ответственность.
    III принцип: Поощрение заинтересованных лиц в управлении корпорацией.

Компания обязуется в рамках закона поощрять всех заинтересованных лиц, проявляющих интерес к компании, и вносящий определенную лепту во благо корпорации и преумножении общественного богатства. А так же поощрять инициативы, создающие условия для создание дополнительных рабочих мест, увеличения прибыли и финансовой стабильности самой организации.

  1. Прозрачность.
    VI принцип: Открытость и прозрачность информации о компании.

Корпорация предоставляет в открытом доступе достоверную информацию обо всех значимых аспектах деятельности, об итогах квартала, года или иного промежутка времени, финансовом положении, акционерах и структуре управления.

  1. Подотчетность.
    V принцип: Прописывает базовые нормы деятельности советов директоров.

Совет директоров обязан обеспечивать стабильную деятельность компании, четкое управление и контроль. А так же предоставляет держателям акций и работникам предприятия ежегодный (иногда ежеквартальный) отчет о проделанной работе и основных направлениях и перспективах развития холдинга.

Термин «корпоративное управление» имеет достаточно широкую интерпретацию. Существует несколько подходов к его определению:

—   это способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами и иными заинтересованными лицами[2]

—    это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заин­тересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон[3]

—   это процесс поиска баланса между интересами всех участников корпорации, а также лиц, заинтересованных в ее деятельности и зависящих от нее[4]

—    комплекс мер и механизмов между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами[5]

 

[1] Грачева М., Корпоративное управление. // Журнал «Управление компанией». № 1, 2004

[2] Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: учебник / И. Ю. Бочарова. — М., ИНФРА-М, 2014. — стр.368

[3] Кузнецов С.В.Корпоративное управление : учебное пособие для бакалавров / С.В. Кузнецов, Ю.И. Растова, Ю.П. Тютиков. — СПб., Изд-во СПбГЭУ, 2013.- стр.259

[4] Веснин, В.Р. Корпоративное управление: учебник / В. Р. Веснин, В. В. Кафидов. — М., ИНФРА-М, 2013. — стр.272

[5] Принципы корпоративного управления ОЭСР. (Электронный ресурс) / ОЭСР. – Режим доступа: http://www.corp-gov.ru/projects/principles-ru.pdf

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *