
На различных этапах развития экономики России складывались различные условия для создания эффективной корпоративной среды. Но практически всегда возникало ряд противоречий в практической составляющей. Каждый новый этап ставил определенные задачи. Руководство, исходя из основополагающих направлений, разрабатывало пути их решения. Говоря об этапах становления корпоративного управления, стоит обратить внимание, что их границы весьма условны.
До 1985 -1987 гг. на территории страны действовала командно – административная (централизованная) экономическая система. Но уже к этому периоду становится ясно, что данный метод неэффективен и фактически изжил себя. Требовалась реорганизация всей экономической системы. Руководители ряда предприятий начинают искать новые методы управления. В стране сложилась благоприятная экономическая ситуация, позволявшая опробовать на практике элементы рыночной системы.
На практике зарождающееся кооперативное движение столкнулось с проблемой несовершенства законодательной базы и низкого уровня знаний основ рыночной экономики, что привело к краху большинства мелких индивидуальных предпринимателей.
Сенченко С.А. В своей работе сравнивает корпоративную среду большинства крупных предприятий и организаций страны с системой партийно – хозяйственных активов. Когда ключевые посты в системе управления распределялись внутри партийной элиты и не предусматривали профессионализма тех или иных лиц. К тому же об особом посте профессионализма при наличии определенного количества связей не часто заботились, поскольку сами предприятия были собственностью государства и все нормативы, включая структуру управления и корпоративную этику, предписывали сверху.[1]
В период 1987-1991 гг. начинается распад государственной экономической системы. Корпоративное управление вынуждено приспосабливаться к новым реалиям. Но, так как большинство руководителей оказалось не готовыми к работе в новой системе, то предприятия одно за другим начинают претерпевать трудности. Руководство идет по упрощенной схеме – часть площадей сдается в аренду, производство как таковое начинает сворачиваться и частичное открытие границ обнажает неконкурентоспособность российских товаров и вытесняет их с рынка. Наиболее предприимчивые открывают торговые компании.
В это время была предпринята попытка привлечения среднего звена к управлению, но она не получила должного развития и понимания. Поскольку экономическое мышление не выходило за рамки привычных систем.
Появляются и активно развиваются банковская и страховая системы.
На этом этапе развития появляются первые ростки корпоративной системы управления.
Для периода 1991-1994 гг. характерны следующие черты:
- Чековая приватизация, которая привела к началу перераспределения собственности. Естественно, что во главе предприятий, чаще всего уже в качестве собственников (или члена Совета директоров) оказались бывшие руководители.
Схемы приватизации были достаточно схематичны, законодательная база не имела четкой структуры по данному вопросу. В итоге это привело к сосредоточению активов в руках наиболее подготовленных лиц. К тому же на тот момент было сложно определить последующие шаги по развитию экономики страны в целом. На местах приватизация проводилась фактически в свободном режиме, с учетом специфики предприятий. Порой это приводило к сильному отступлению от законов.
Функции Госкомимущества РФ и Российского фонда федерального имущества так же не соответствовали действующему на тот момент законодательству, что привело к дисбалансу контроля над ходом процесса приватизации.
Привычные административные рычаги не сработали, а работать по — новым – экономическим, причем в условиях быстро меняющихся рыночных процессов, управленческие кадры еще не научились.
Формирование большого количества Акционерных обществ закрытого и открытого типа, с привлечением работников к участию в управленческом процессе, но с отсутствием должного внимания со стороны государственного сектора или инвесторов, привело к высокой распыленности акционерного капитала. Такой вариант фактически не имеет перспектив развития, поскольку работники, не вникая в нюансы, стремятся только к получению прибыли. А корпоративное управление вынуждено идти у них на поводу. Что заставляет компанию балансировать, а не развиваться.
- Формируется финансово – банковская система, которая пытается в условиях существующего законодательства приспосабливаться к системе и получить максимально – возможную прибыль в период «всеобщей неорганизованности».
Появляются первые независимые страховые организации. Так же этот период ознаменован появлением Фондовой биржи.
В финансовых структурах выстраивается определенный стиль общения и взаимоотношения с государством. Большое влияние в данной отрасли имел Европейский и Американский опыт. К тому же это фактически один из немногих секторов экономики, который выстраивался с нуля и привлек достаточную долю инвестиций. Соответственно и корпоративная структура выстраивалась уже по выверенным европейским схемам.
- Формируется структура корпоративного управления, которая вынуждена использовать административный ресурс, то есть открыто (или завуалировано) сотрудничать с Администрациями регионов на разном уровне и с управленческим аппаратом Госимущества РФ.
Но неподготовленность работников предприятий и слабая законодательная база во главу угла ставили старую плановую систему управления, что в 90% случаев приводило к банкротству. А внутренний корпоративный стиль, по – прежнему, носил черты старой советской системы.
Следующий этап с 1994 г., после принятия новой программы приватизации (1 июля) по август 1998 г. ознаменовался перераспределением собственности. Начинается этап централизации капиталов. Законодательная система за прошедший период наработала определенную базу, что позволили сформироваться инфраструктуре непосредственно рыночных отношений: появление большого количества различных фондов, появляются инвесторы, как внутренние, так и внешние, развивается разветвленная банковская система. Начинается этап централизации капиталов.
Возросла роль фондового рынка. Так в 1997 году Россия становится мировым лидером в повышении индекса на фондовых рынках. По итогам года по отношению к предыдущему он вырос на 88%. Ценных бумаг было выпущено на сумму более 30 млрд. руб. Но положительная динамика резко оборвалась падением рынка ценных бумаг в августе 1998.[2]
Кризисный период с 1998 по 2001 годы характеризуется внутренним и внешним дефолтом, который породил большой отток инвестиций из страны. Государственная структура вынуждена искать новые финансовые инструменты или модернизировать механизмы использования старых активов.
Региональные финансовые институты при отсутствии рынка ценных бумаг, вынуждены самостоятельно выстраивать новые механизмы корпоративного управления, которые позволят предприятиям получать доходы внутри России, без помощи государства и внешних инвестиций.
Только вот ля политики протекционизма в полной мере момент еще не наступил. Поскольку ситуация показывает слабый уровень подготовки российских менеджеров. Среднее и высшее звено большинства компаний не готово к выбору стратегий и направлений развития организации.
Такой уровень приводит к дальнейшему перераспределению капиталов внутри страны. В этот момент на аукционах распродаются крупные государственные предприятия различных отраслей экономики.
Корпоративная среда в этот момент выстраивается по схемам в уже отработанной законодательной базе. Имея законодательную основу, определенный апробированный и отлично себя зарекомендовавший организационный вариант в сфере ценных бумаг, договорной деятельности, трудового права, сфере маркетинга и менеджмента, плюс, наработанный за предыдущие этапы опыт управления, можно выстраивать систему корпоративных отношений на уровне крупных холдингов и организаций и внедрять ее во всех системах российской экономики.
Период с 2001 года по настоящий момент характеризуется:
- Укреплением рыночных отношений на всех уровнях.
- Наличием высокопрофессиональных специалистов в системе корпоративного управления.
- Выходом российских инвесторов и крупных организаций на международный рынок.
- Привлечение большого потока иностранных инвестиций.
- Еще большая централизация капиталов. Из-за того, что крупные холдинги объединяют под своим началом более мелкие компании, специализирующиеся в различных отраслях экономики, происходит некое размежевание внутри самих корпораций. Например, образуются дочерние компании оп регионам или по сферам деятельности. Такое деление позволяет сохранять целостность структуры компании и в то же время создают благоприятную для дальнейшего роста и развития корпоративную среду.
Ряд аналитиков сходится во мнении, что с 2014 года в России начался новый этап развития корпоративного управления. Государство пытается структуризировать экономическую систему. Уменьшить оттоки капиталов и вернуть частичный контроль над некоторыми стратегически – важными отраслями экономики, утраченными в 90 – е.
Введенные западными государствами санкции против России и экономический кризис, вновь заставляют искать модели корпоративного управления, которые позволят компаниям не только удержаться на плаву в период некоего экономического спада, но и увеличить свои активы.
Объявленная протекционистская политика, программа по подготовке и переподготовке управленческих кадров, и определенная финансовая помощь со стороны государства позволяют надеяться на укрепление и дальнейшее развитие корпоративного управления в РФ.
В целом, анализ периодов становления, развития и укрепления корпоративного управления в России позволяет говорить, что каждый этап внес положительные и отрицательные моменты в развитие корпоративной среды.
С учетом положительной динамики и анализа ошибок, позволяет говорить, что дальнейшее развитие в данном направлении имеет большую перспективу.
[1] Сенченко С.А. «Этапы становления корпоративного управления и предпосылки становления эффективной корпоративной среды», Известия ТРТУ, специальный выпуск, стр. 165
[2] Радыгин А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России // Вопросы экономики. 2000. №8, стр. 34.
Leave a reply