
Для достижения уровня мировых стандартов ведущих экономических держав, России необходимо выработать жесткую систему экономических и политических законодательных норм. При этом стоит обратить особое внимание на корпоративное управление.
Сами же компании должны четко соблюдать основные принципы корпоративного управления, которых стараются придерживаться крупнейшие мировые корпорации.
- Акционеры должны знать и понимать свои права. Тогда как особенности сложившейся системы подрывают доверие граждан к АО и крупным корпорациям.
Поскольку, во – первых, права мелких акционеров ничем не защищены. Так же большинство мелких держателей порой просто не знают своих прав и полномочий. Голос мелкого собственника фактически не принимается во внимание и в определенный момент (например, когда совет директоров направляет большую часть доходов не на дивиденды, а на реструктуризацию компании и пр.) такой собственник просто избавляется от активов.
К тому же перекупка акций у мелких держателей только укрепляет позиции того же Совета директоров.
Во – вторых, создающиеся сегодня АО, чаще всего – это общества закрытого типа, которые предпочитают не выбрасывать на Фондовый рынок свои активы, а распределять их в узком собственников, к которому иногда может присоединиться и государство. Участие государства, как акционера дает большие гарантии и защиты. К тому же модель, когда госструктуры не сильно вмешиваются в общую «кухню», позволяет таким компаниям чувствовать себя более уверенно.
- Привлечение граждан к управлению. Поощрение наиболее отличившихся работников¸ либо же активистов, которые не имеют с компанией ничего общего. Очень часто таким инноватором может стать мелкий предприниматель.
- В РФ постепенно начинает проявляться принцип открытости. Но до полной прозрачности еще очень далеко. Так как хоть налоговое законодательство имеет четкий регламент, но говорить о стабильности в данном направлении очень сложно. Переходный период российской экономики привел к тому, что говорить о стабильном налоговом учете достаточно сложно. К тому же практика ведения двойной бухгалтерии, хоть и преследуется в настоящее время по закону, как и наличие «черных» и «серых» зарплат, но пока не наступит полного и ясного понимания со стороны государства, и пока предприниматели не будут чувствовать защищенность, то говорить о полной прозрачности рано.
Стоит приложить максимум усилий для достижения эффекта полной прозрачности. Только такое поступательное движение в данном направлении позволяет говорить о честности компании и ее компетентности.
- Необходимо ввести в норму систему подотчетности. Так как пока не будет в законодательстве и в Уставах отдельно взятой компании четко прописана мера ответственности за те или иные участки работы, компании будут вынуждены терпеть крах в той или иной деятельности.
- Четко регламентировать долю участия государства в тех или иных сферах. Причем данная информация должна быть полностью открытой для всех желающих.
Но так же, стоит помнить, что участие отдельных структур власти в тех или иных экономических сферах не должно отодвигать на второй план другие отрасли экономики.
- Активное участие корпорации в социальной сфере. Это забота не только о своих работниках, но и меры, которые предпринимаются руководством компании для обеспечения стабильности и высокого уровня жизни семей своих работников.
Социальные гарантии, независимо от занимаемой должности работника. Гарантированные социальные льготы и услуги.
В настоящее время многие предприятия крупного и среднего бизнеса, занимаются активными наработками и реструктуризацией корпоративного управления. Но прилагаемых усилий, особенно для среднего звена недостаточно. Без должного участия государственной системы в этом направлении, российская экономика будет еще долго нестабильной.
Leave a reply